Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Серная пробка как причина нарушения слуха

Одной из причин нарушения слуха у детей может являться серная пробка. Ушная сера, масса коричневого цвета из секрета сальных желез и отшелушившихся чешуек верхнего слоя кожи, образуется у каждого ребенка в индивидуальном количестве и не зависит от степени его чистоплотности.

Наоборот, мать не должна пытаться извлечь серу из уха ребенка с помощью специальных палочек или каких-либо других предметов.

Может возникнуть угроза, что комок серы попадет в слуховой проход, где может образовать пробку, которая в один прекрасный день затыкает слуховой проход и приводит к появлению острой тугоухости.

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Это происходит, как правило, внезапно, в частно¬сти после купания или душа, то есть при проникновении в ухо воды, вызывающей разбухание массы ушной серы. Врач оказывает помощь, закапывая растворяющие пробку капли, промывая слуховой проход или извлекая из него пробку специальным инструментом.

Основные заболевания органов слуха детей

Боли в ухе в первую очередь вызывают подозрение на воспаление у ребенка среднего уха. Подтверждением этому могут являться температура и насморк. Иногда боли усиливаются до тех пор, пока не появится трещина в барабанной перепонке и не изольется беловатый, иногда с незначительной примесью крови, гной, после чего боль отступает.

Но речь также может идти о фурункуле в слуховом проходе, который, как показывает опыт, является причиной очень сильных болей. Можно помочь ребенку самостоятельно, поставив жаропонижающие или болеутоляющие свечки, затем закапать капли для носа (чтобы таким образом улучшить вентиляцию среднего уха), а позже попытаться поставить на ухо согревающие или охлаждающие компрессы.

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Воспаление может распространиться на кости, расположенные за ухом, и вызвать в этом месте давящую боль, возможно также появление припухлости.

Важно не упустить момент и начинать лечение этой болезни органов слуха у детей именно в этот момент, поскольку в дальнейшем могут возникнуть осложнения, в частности воспаление внутреннего уха, приводящее к глухоте, головокружению, рвоте, или воспаление мозговой оболочки (менингит).

Повторяющееся время от времени воспаление среднего уха дает повод для подозрений на такое заболевание органов слуха, как увеличенные глоточные миндалины («полипы») или слабость защитных сил организма (ослабление иммунитета). Дальнейшие действия должен определить врач-отоларинголог.

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Ещё одна болезнь органов слуха у детей – оторея (выделения из уха). Она может протекать и без предварительной боли и начаться внезапно. Незамеченным может остаться появление трещины в барабанной перепонке или воспаление, в частности экзема внешнего слухового прохода.

Острые нарушения слуха у детей раннего возраста

Острое нарушение слуха у детей — достаточно необычная патология. У многих малышей оно продолжается очень долго, пока не выяснится, что нарушение перешло в хрони¬ческую форму (хроническое нарушение слуха).

Сразу же, как только стало заметно, что у ребенка неудовлетворительно происходит развитие речи или наблюдается задержка общего интеллектуального развития, следует провести основательное медицинское обследование органа слуха.

Безусловно, трудно сделать однозначное заключение по данному поводу у груд¬ного ребенка, несмотря на то что можно проводить раннее лечение грудных детей старшего возраста.

В настоящее время значительно усовершенствовались технические методы обследования, которые имеются в распоряжении лабораторий, исследующих речь и слух.

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Определение способности ребенка слышать в настоящее время является одной из составляющих программы профилактического обследования. О нарушениях слуха можно говорить, в частности, в том случае, если ребенок не слышит речь, произнесенную шепотом на расстоянии меньше 4 м, или не реагирует на шум погремушки или связки ключей или на шорох бумаги.

Учитывая особенности нарушения слуха у детей, для терапии выбирают различные способы. К методам лечения можно отнести аденотомию (удаление увеличенных глоточных миндалин), интенсивное лечение с помощью антибиотиков, использование слухового аппарата, который работает по принципу костного звукопроведения для воспроизводства звука или имплантация миникомпьютера.

Врач решит вопрос о том, какой именно метод следует использовать в каждом конкретном случае.

При кохлеарном (улитковом) имплантанте пучок электродов проводится в улитку внутреннего уха.

Через микрофон, который носят во внешнем ухе, принимаются внешние звуки, затем в речевом процессоре, который помещают в карман, звук преобразуется и проводится к передатчику, который находится на коже за ухом.

Непосредственно под ним (под кожей) находится преобразователь, имеющий электронную связь со слуховой улиткой.

Тугоухость у детей

Наиболее распространенным видом нарушения слуха у детей является тугоухость, развившаяся вследствие заболеваний среднего уха или нарушений функции слуховой трубки, более редким является нарушение звуковосприятия (перцептивная, нейро-сенсорная тугоухость) внутреннего уха из-за перенесенной вирусной инфекции, в частности, кори, свинки или менингита, а также из-за пороков развития или травмы головного мозга.

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Такое стойкое нарушение слуха у детей, как острая тугоухость, вплоть до полной глухота может быть обусловлено следующими причинами:

  • закупоркой внешнего слухового прохода разбухшей пробкой из ушной серы (например после купания и ныряния),
  • полной закупоркой каким-либо инородным телом (например размокшей горошиной),
  • острым воспалением среднего уха,
  • насморком с ограничением вентиляции слуховой трубы,
  • повреждением внутреннего уха из-за травмы черепа или из-за воспаления.

В любом случае не следует откладывать медицинское обследование.

Источник: http://LechimDetok.ru/uho-gorlo-nos/narusheniya-sluha-u-detej-prichiny-10844.html

Дети с нарушением слуха и их развитие: характеристики и воспитание слабослышащих детей

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Дети с нарушением слуха всегда развиваются по особому пути, ведь один из способов восприятия мира у них искажен или изолирован вовсе. Чтобы восполнить недостающую информацию, которую в норме ребенок получал бы из звуков, организм переключается на компенсаторный режим. Есть ряд особенностей воспитания, которые просто необходимо знать родителям, няням и воспитателям детей с нарушением слуха.

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

  1. Наследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.
  2. Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.
  3. Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Первичное обследование проводится сразу же после рождения малыша. У детей до 2-летнего возраста в ответ на речь или звуки срабатывают безусловные реакции.

В норме это приводит к тому, что голова поворачивается в сторону источника звука, малыш смеется и улыбается, начинает моргать глазами или зажмуриваться. Если родители этого не заметили, то показано посещение врача-сурдолога.

Специалист окончательно определяет, есть ли отклонение и какова его природа.

Детям старше 2 лет, которые уже умеют разговаривать, называют слова из списка Неймана высокой и низкой частоты. Важно, что произносят их шепотом, средним и громким голосом, оценивая реакцию ребенка.

Диагностика детей с нарушениями слуха преследует 3 основные задачи:

  • оценить общий уровень развития ребенка;
  • определить остроту слуха;
  • проанализировать речевые навыки.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха начинается с установления доверительного контакта между педагогом-психологом и ребенком. После беседы с родителями и маленьким пациентом специалист оценивает следующие параметры:

  • наличие признаков основного заболевания;
  • соответствие биологического возраста ребенка его уровню физического развития;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • согласованность и темп движений рук;
  • определение доминирующей руки;
  • оценка познавательной деятельности (мышление, воображение, концентрация внимания, память на ближайшие и отдаленные события).

Методики диагностики детей с нарушениями слуха включают в себя:

  • счет в прямом и обратном направлении;
  • запоминание простых слов и возможность их повторить;
  • называние предметов, изображенных на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и т.д.

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход. Выделяют следующие категории детей с нарушением слуха:

  1. Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Без адекватного слухопротезирования не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.
  2. Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

Дети с нарушениями слуха имеют отличительные черты развития. Для познавания внешнего мира в наибольшей степени задействован зрительный анализатор, особенно у неслышащих с рождения малышей.

Однако зрительное восприятие имеет свои особенности. Ребенок воспринимает предметы на основе частных деталей и элементов, общие характеристики уходят на второй план.

Поэтому перевернутая картина или машинка другого цвета вызывают уже некоторые трудности в узнавании.

В дошкольном возрасте доминирующее развитие органа зрения приводит к тому, что речь окружающих ребенок «понимает» по губам. Однако, чтобы этот навык сформировался, с дошкольником и школьником следует регулярно заниматься.

У детей с расстройствами слуха обострена кожная чувствительность. Они улавливают даже минимальную разницу в тактильных ощущениях. Это компенсаторная гипертрофия при недоразвитии одного из органов чувств, необходимая для познания внешнего мира.

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Особенности детей с нарушениями слуха различны в том или ином возрасте. В каждом отдельном случае выстраивается стратегия воспитания и обучения малыша в зависимости от того:

  • насколько сильно снижен слух;
  • есть ли дефекты речи;
  • проводилось ли лечение;
  • уровня психического развития ребенка.

До года у малышей зачастую отсутствуют какие-либо симптомы, поскольку они ведут себя так же, как другие дети – кричат, плачут.

Однако особенности развития слабослышащих детей даже в этом возрасте присутствуют – агуканье и лепет начинается значительно позже, а плач ребенка безэмоционален и никак не меняется.

Читайте также:  Сахарный диабет у детей: признаки, симптомы, лечение, диета

На этом этапе очень важно поддержать потребность малыша в общении с мамой – ему необходимо знать, что она будет рядом, когда понадобится. Это, как и дальнейшее воспитание, влияет на нормальное психическое развитие детей с нарушением слуха.

Эмоциональный спектр у детей с расстройством слуха меньше – у них ярко выражены раздражительность и гнев. Но такие нюансы при верном поведении и воспитании корректируются.

И тут важно общение – определяющий фактор развития личности детей с нарушением слуха.

И если в младенчестве ребенку нужно общение с мамой и с членами семьи, то в дошкольном и школьном возрасте важны контакты с другими детьми и взрослыми, с окружающим миром, то есть социальная адаптация.

Общая характеристика детей с нарушением слуха дошкольного возраста – высокая подвижность. Такой активностью они реализуют свой исследовательский потенциал и лучше понимают мир вокруг.

В частности, поэтому ограничивать их в самостоятельности нельзя, опекая и не предоставляя им никакой свободы действий. Такими действиями можно просто ограничить познавательное развитие детей с нарушением слуха.

Возможность самостоятельного принятия решений и обучение заботе о себе напрямую стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка, ответственность и волю.

Физическое развитие детей с нарушением слуха отличается от нормально слышащих. Это объясняется неполноценным функционированием вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе.

Вследствие этого нарушаются статические и двигательные функции, особенно у детей, плохо или совсем не слышащих с рождения. Такие малыши поздно начинают удерживать головку в вертикальном положении, долго не ходят.

Возникают трудности с беганием, прыганием, лазанием.

Впоследствии навыки статики и ходьбы все же приобретаются. Однако они не совсем координированы, замедленны, ребенок боится высоты, хуже ориентируется в пространстве. Дети до 3 лет, которые плохо слышат, не могут сохранить статическое равновесие, шатаются, если стоят на одной ножке.

Исследователи выделяют еще ряд особенностей физического развития у малышей с нарушениями слуха:

  • шаркающая походка;
  • шаткость при ходьбе;
  • чрезмерная шумность при выполнении заданий и порученной работы;
  • рост и вес ниже среднестатистических;
  • слабость мышц и быстрая утомляемость;
  • мышечная гипотония;
  • повышенная потливость и другие вегетативные проявления.

Речь ребенка с нарушениями слуха формируется через сохраненные анализаторы. В первую очередь, это зрительный, затем кожный и двигательный.

У детей, у которых хоть в минимальной степени сохранен слух, можно сформировать речевые навыки. Они, как правило, имеют несколько искаженную форму – нарушается произношение и грамматическое построение предложения. Ребенку тяжело воспринимать речь окружающих и написанный кем-то текст.

Словарный запас детей с нарушениями слуха ограничен, причем как пассивная (восприятие речи), так и активная (использование речи) составляющая.

Лучше всего понимаются те слова, которыми ребенок пользуется в жизни.

Такие дети редко употребляют абстрактные слова (например, счастье, радость, скука), синонимы и слова, указывающие на части целого (например, шнурок от ботинка, пуговицы и рукава от рубашки).

Подобное развитие речи объясняется особенностями слухового восприятия:

  • ограниченный запас слов;
  • недостаточный речевой опыт;
  • способность расслышать только среднюю часть слова (начальные и конечные звуки воспринимаются с трудом).

Помощь психолога родителям детей с нарушением слуха просто необходима, особенно если они испытают шок от новости о глухоте или тугоухости. Самому ребенку, помимо поддержки родителей, также важна психологическая помощь, особенно если потеря слуха произошла уже в сознательном возрасте. Это позволит ему понять свою уникальность и особенности.

Воспитание глухих и слабослышащих детей проводится на протяжении всего дня. В детском саду и школе работа не прекращается ни на минуту – занятия проводятся в основном в игровой форме. С ребенком в домашних условиях должны общаться все члены семьи.

В зависимости от возраста, уровня развития речевых и познавательных навыков, применяются следующие методы воспитания детей с нарушением слуха:

  • наглядные – наблюдение за происходящим, рассматривание картинок, фильмов, книг, подражание образцу и т.д.;
  • словесные – рассказы, объяснения воспитателя/учителя, чтение беседа, выполнение просьб, детальные инструкции;
  • практические – игры, простейшие опыты, моделирование ситуации;
  • игровые – широко используются среди детей дошкольного возраста.

Важное значение имеет причина проблем со слухом у ребенка – наследственный это недуг, врожденный или приобретенный. Если в первом случае глухота может генетически передаваться от родителей, то врожденная тугоухость может возникнуть ввиду дефекта внутриутробного развития, родовой травмы, болезни. Приобретенные патологии развиваются на фоне болезней и травм.

Нарушение слуха может быть разной степени: от легкой до полной глухоты. Тугоухость зачастую поддается лечению – хирургическому и медикаментозной терапии, корректировке с помощью слухового аппарата или слухового импланта. Очень важно вовремя обратиться к врачу, так как от этого часто зависит развитие ребенка.

Например, чем раньше появились нарушения слуха, тем тяжелее проблемы с речью, а значит и с психологическим развитием. К тому же своевременная терапия в некоторых случаях помогает сохранить допустимый уровень слуха и научиться говорить.

Маленькими пациентами с расстройствами слуха разной этимологии и тяжести занимается врач-сурдолог.

Нарушения слуха могут сопровождаться другими патологиями – слепотой, потерей речи, а также снижением активности и отсталостью в умственном развитии. Но во всех случаях дети с тугоухостью и глухотой поддаются обучению и развитию. Также нарушение слуха и умственная отсталость далеко не всегда сопровождают друг друга.

Родителям важно понимать, что несмотря на то, что они не могут получать информацию по одному из привычных нам каналов, дети с дефектами слуха могут быть успешны в учебе и далее в работе и карьере, занимаются спортом и творчеством, в том числе и музыкой.

Сегодня не существует серьезных ограничений для дееспособности детей с нарушением слуха.

Особенности общения и воспитания помогают реализоваться таким детям в полноценных личностей, ведь умственное и познавательное развитие детей с нарушением слуха отличается лишь методами передачи информации.

Слух – лишь один из органов чувств. И если у ребенка сохранилось зрение, возможность двигаться, вкусовые ощущения и обоняние, это дает ему возможность успешно развиваться как психологически, так и интеллектуально.

Для полноценного развития детей с нарушениями слуха важна коррекционная работа. Она позволяет обучать ребенка устной речи благодаря интенсивному вовлечению в процесс слухового анализатора. Именно на этом принципе основан профессиональный подход сурдопедагога.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха включает в себя несколько важных звеньев:

  1. Создание необходимой среды. Ребенок должен слышать речь (как можно больше). С ним много разговаривают, в помещении установлена звукоусиливающая аппаратура. Устная речь в общении должна стать доминирующей. Детей постоянно мотивируют для освоения речевых навыков.
  2. Комплексная слухоречевая диагностика. Важно выявить уровень развития слуха и речи, а также оценить сохраненные возможности, чтобы в будущем их развить в полном объеме. Проводится проверка произношения и понимания речи собеседника. Назначается адекватное слухопротезирование.
  3. Дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем функционирования органа слуха. Постоянный контроль над полученными результатами и перевод ребенка на следующую ступень обучения по мере развития речевых навыков, слухозрительного восприятия и т.д.
  4. Правильное планирование и постановка коррекционных задач для детей с нарушениями слуха с учетом этапов формирования слуховых представлений. Вначале это восприятие на слух, затем речевое различение, опознавание речи и распознавание на слух.

Правильно составленные и проводимые психолого-педагогические программы с детьми с нарушениями слуха – это залог наиболее полной социальной реабилитации ребенка, а значит, успешности его взрослой жизни.

Источник: https://www.youhear.ru/deti-s-narusheniem-sluha-2/

Причины нарушения слуха у детей — врожденные и приобретенные

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

У многих людей нарушение слуха ассоциируется со старостью. Но несмотря на то, что большинство случаев нарушения слуха связаны со старением организма, не стоит забывать о таких причинах, как наследственность, врожденные патологии, перенесенные заболевания, идиопатические (неясного происхождения).

К сожалению, нарушение слуха является распространенной врожденной патологией. Согласно мировой статистике 3-4 малыша из 1000 родившихся страдают значительным снижением способности слышать.

Даже у здоровых родителей существует риск рождения слабослышащего ребенка.

Важная задача для родителей и врачей — это выявление признаков тугоухости у ребенка в раннем возрасте, чтобы назначить эффективный способ лечения или коррекции.

Причины нарушения слуха у детей

Нарушения слуха у детей: раннего возраста и старше, тугоухость

Врожденная тугоухость, как правило, развивается в следующих случаях:

  • Неблагоприятное течение беременности. Если Ваша беременность протекала плохо, с сильным токсикозом, с постоянной угрозой выкидыша и преждевременных родов, либо у матери и плода был резус- конфликт, то Вам обязательно стоит проверить слух Вашего ребенка после его рождения. Так же причиной для врожденной тугоухости может быть прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов, злоупотребление алкоголем или наркотиками
  • Патологические роды. Все патологии, которые приводят к прекращению поступления кислорода к плоду преждевременные, затяжные или стремительные роды, частичная отслойка плаценты, кесарево сечение и т.д.) и внутричерепная травма плода могут являться причинами нарушения детского слуха.

Наследственной тугоухости подвержены те новорожденные, чьи родители страдают от нарушения слуха. При заболевании одного из родителей возможность рождения ребенка с нарушением слуха составляет 50%. Зачастую наследственная тугоухость проявляется совместно с другими патологиями:

  • Заболевание глаз;
  • Заболевание почек;
  • Аномалии наружного уха;
  • Поражения кожных покровов;
  • Патологии эндокринной и нервной систем;
  • Заболевания костно-мышечной системы.

К причинам возникновения приобретенных нарушений детского слуха относят следующие:

  • Скопление ушной серы или другой грязи. Это самая безобидная из причин нарушения детского слуха. В данном случае Вам может помочь обычный врач, который удалит серу или другую грязь, после чего, в большинстве случаев, слух ребенка полностью восстанавливается. Но ни в коем случае не пробуйте удалить ушную серу самостоятельно. Это может привести к серьезному нарушению слуха Вашего ребенка.
  • Отит среднего уха. Воспаление среднего уха встречается у детей очень часто. При острых случаях отита без начала своевременного лечения барабанная перепонка может повредиться, что приведет к серьезным проблемам со слухом.
  • Акустическая шумовая травма. Возникает в результате продолжительного воздействия громкого шума, либо кратковременного внезапного громкого звука как, например, фейерверк или выстрел.
  • Инфекция. Острые инфекционные заболевания, такие как корь, свинка, коклюш или менингит могут послужить причиной нарушения детского слуха.

Как диагностировать у ребенка нарушение слуха

Уже на 20-й неделе беременности зародыш имеет рудиментарный слух, который начинает развиваться, вплоть до рождения ребенка. Именно с этого момента зародыш может слышать звуки, которые поступают извне.

Первые симптомы нарушения слуха, как правило, замечают сами родители. Мы приводим некоторые из них, но стоит помнить, что у всех детей разные темпы развития и данные особенности поведения не обязательно говорят о том, что ребенок плохо слышит. С другой стороны они могут быть связаны с тем, что Ваш ребенок не воспринимает все окружающие его акустические импульсы.

Читайте также:  Катаральный отит у детей: двухсторонний, острый, лечение, причины

Выделяют следующие симптомы нарушения детского слуха:

  • Ребенок не реагирует на внезапные или громкие звуки и не может определить их источник. Как правило, уже в 5-6 месяцев ребенок начинает определять, откуда идет звук.
  • Ребенок нуждается в высоком уровне громкости повседневных звуков. Он сидит близко к телевизору, не реагирует на Ваш голос, если Вы говорите чуть тише или сам в разговоре с Вами говорит очень громко.
  • Ребенок постоянно трогает свое уши. Это может являться признаком инфекции или чрезмерного давления в ухе.
  • Примерно в 6-8 месяцев ребенок прекращает лепетать и начинает издавать более высокочастотные крики.
  • В 6 месяцев ребенок не реагирует, когда Вы называете его по имени.
  • В течении первых двух лет ребенок не начинает произносить отдельные слова и фразы.
  • Примерно в год ребенок уже должен реагировать на простые просьбы типа «дай мне игрушку».
  • Ребенок замыкается в себе, ведет себя агрессивно.

Для уточнения нарушения слуха у ребенка необходимо провести аудиологическое обследование. Аудиологическое обследование включает в себя объективные и субъективные методы оценки слуха.

В детской аудиологии большое значение играют объективные методы исследования, которые не требуют взаимодействия врача и ребенка. К таким исследованиям относятся регистрация вызванной отоакустической эмиссии,  регистрация вызванных слуховых потенциалов головного мозга,  импедансометрия.

Объективные методы позволяют на раннем этапе развития довольно точно определить снижение слуха и его уровень.

Как помочь ребенку снова начать слышать

Важно понимать, что чем раньше вы обнаружите тугоухость и начнете процесс реабилитации, тем быстрее ребенок адаптируется к окружающему миру и тем меньших последствий можно ожидать в будущем. Однако не все типы нарушения слуха можно вылечить лекарством или операцией.

В большинстве случаев единственное, что действительно может помочь Вашему ребенку, это своевременное цифровое слухопротезирование.

Именно вовремя принятое родителями при поддержке сурдологов решение о компенсации снижения слуха у ребенка определяет качество его жизни на всех этапах взросления и познавания окружающего мира.

Минск
Витебск
Гродно
Гомель
Могилёв
Бобруйск
Брест
Барановичи

Источник: https://sluh.by/hearing-about/deti-i-sluh

Нарушения слуха у детей

Нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными и приобретенными. Частота врожденных нарушений значительно ниже: в среднем 1 ребенок на 1000 новорожденных. В большинстве случаев это выясняется на первом году жизни.

В Санкт-Петербурге с 2008 года введен универсальный аудиологический скрининг новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (аудиотест). Для чего это необходимо? Особенностью врожденной тугоухости является то, что глухой или слабослышащий ребенок может родиться у абсолютно здоровых родителей.

Раннее выявление детей с нарушением слуха позволяет эффективнее помочь ребенку и семье справиться с этой особенностью.

В России эффективно реализуется сурдопедагогическая, абилитационная помощь (лечебные и социальные мероприятия, направленные на адаптацию к жизни) таким детям, есть возможность проведения кохлеарной имплантации.

Чем раньше приняты меры по коррекции слуха, тем успешнее дальнейшее развитие ребенка.

Что такое метод регистрации отоакустической эмиссии? Отоакустическая эмиссия представляет собой чрезвычайно малые звуковые колебания генерируемые в улитке и регистрируемые в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Для проведения исследования в нашем центре используется аппарат АккуСкрин. Обследование занимает всего несколько минут, заключение выдается сразу после обследования.

При положительном результате теста считается, что с периферическим отделом слуховой системы, то есть с рецепторами улитки, все в порядке. Эмиссия может быть не зарегистрирована при патологии рецептора, при заболеваниях среднего уха (экссудативный отит, дисфункция слуховой трубы).

Если у ребенка отрицательный результат теста при первом обследовании, в первые дни жизни, рекомендуется повторное обследование в возрасте один месяц. При повторном отрицательном результате необходимо более углубленное обследование — проведение компьютерной аудиометрии на базе специализированных сурдологических центров.

Приобретенные нарушения слуха

«Мой ребенок стал часто переспрашивать», «не отзывается сразу, когда к нему обращаются», «стал увеличивать громкость звука телевизора, когда смотрит мультики» — с такими жалобами родители часто обращаются к ЛОР-врачу.

Все эти признаки могут свидетельствовать о снижении слуха. Пик выявления таких нарушений приходится на возраст 3-5 лет.

Это связано с часто переносимыми в этом возрасте заболеваниями лор органов и пристальным вниманием к развитию речи, которое напрямую связано с тем, как ребенок слышит.

Что еще должно заставить родителей задуматься, хорошо ли ребенок слышит? Если ребенок сам начинает говорить громче обычного; не слышит речь человека с которым нет зрительного контакта; переспрашивая, внимательно следит за мимикой говорящего; плохо слышит голос по телефону — нужно обратиться к врачу и проверить слух. 

Слух считается нормальным, если мы слышим шепот на расстоянии 6 метров, разговорную речь — дальше 6 метров.

К приобретенному снижению слуха могут привести следующие факторы:

  • заболевания носоглотки
  • увеличение и воспаление аденоидных вегетаций (аденоиды)
  • травмы уха и барабанной перепонки
  • черепно-мозговые травмы
  • перенесенные воспаления среднего уха
  • инородные тела в слуховом проходе и серные пробки

Остановимся на самой частой причине снижения слуха у детей — воспалительном процессе в носоглотке, приводящему к нарушению функции слуховой трубы и среднего уха.

У детей возраста 3-5 лет активно работают аденоиды (врачи говорят — носоглоточная миндалина). Это важная составляющая местного иммунитета носоглотки, один из рубежей на пути инфекции.

При попадании вирусов, бактерий, аллергенов, частиц пыли аденоиды воспаляются и увеличиваются.

Если ребенок часто болеет, они не успевают вернуться к нормальному состоянию, начинают перекрывать слуховую трубу, страдает вентиляция среднего уха, что может привести к развитию отитов.

Отит не всегда сопровождается острой болью в ухе. Секреторный (экссудативный) отит не вызывает болей, повышения температуры тела, нарушения общего состояния, а проявляется как раз снижением слуха. Ребенок может жаловаться на «бульканье» в ушах, ощущение заложенности.

Так как нет острого воспаления, секреторные процессы в среднем ухе часто остаются не распознанными. Другой вариант — когда аденоиды не очень большие, но представляют собой очаг хронического воспаления. Распространение инфекции приводит к возникновению гнойного отита и появлению перфорации — небольшого отверстия в барабанной перепонке.

Это тоже вызывает снижение слуха, которое исчезает при зарастании перфорации.

При повторяющихся отитах, как гнойных, так и секреторных, могут формироваться спайки и рубцы, изменяющие подвижность барабанной перепонки. Этот процесс может вызвать стойкое снижение слуха. Поэтому так важно своевременно диагностировать и лечить подобные состояния.

При наличии признаков воспаления в полости среднего уха проводится санация носоглотки, механотерапия (продувание, пневмомассаж), электрофорез. Стоит отметить, что снижение слуха, длительное течение секреторного отита являются прямыми показаниями к удалению аденоидов.

В спорных случаях, именно результаты аудиометрии и импедансометрии могут стать решающими доводами в пользу проведения операции.

Методы диагностики

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Аудиометрия — метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра.

В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии.

Это исследование можно проводить взрослым и детям старше 3,5 — 4 лет.

Импедансометрия — метод оценки функционального состояния среднего уха. Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена.

По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Импедансометрию можно проводить взрослым и детям старше 1 года.

Источник: https://www.mc21.ru/articles/otolaryngology/765/

Слух малыша : есть ли проблемы?

Начнем с терминологии. Различают два вида недостаточности слуховой функ­ции — глухоту и тугоухость.

Обычно глухотой называют такое по степени снижение слуха, при котором че­ловек не воспринимает на слух речь, даже при использовании слуховых аппаратов или других средств звукоусиления, однако отдельные очень громкие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная не­возможность восприятия любых звуков встречается редко.

Тугоухостью называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании опреде­ленных условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового ап­парата или другой звукоусиливающей ап­паратуры).

Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная.

В соответствии со статистикой Все­мирной организации здравоохранения, число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации в настоящее время превышает 600 000. Считается, что на 1000 нормально слышащих но­ворожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости.

Причинами, приводящими к увеличе­нию числа тугоухих и глухих детей, явля­ются: широкое применение ототоксических антибиотиков (повреждающих орган слуха, преимущественно нервов), повы­шение общего радиационного фона и уве­личение пороков развития уха, увеличе­ние числа вирусных заболеваний, алко­гольная и иная интоксикация в период бе­ременности. Развитие и формирование органа слу­ха человека начинается с первых недель внутриутробного развития и продолжает­ся в течение всего периода беременности.

Специальные исследования показали, что слуховая функция созревает парал­лельно с формированием структур органа слуха уже во внутриутробном периоде. С 20-й недели беременности, когда внеш­няя звуковая стимуляция начинает вызы­вать изменение ритма сердцебиений пло­да, внутреннее строение и работу органа слуха можно сравнивать с таковыми у взрослых.

Новорожденные уже могут различать такие характеристики звука, как частота, интенсивность и временная последова­тельность.

В течение 1 -го месяца жизни происхо­дит дальнейшее совершенствование слу­ховой системы и выявляется врожденная приспособленность(адаптация)слуха че­ловека к восприятию речи. Поэтому счи­тается, что обучение языку начинается с момента рождения.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Нарушения слуха имеются у 1—2% новорожденных и детей раннего возраста.

Известно, что первые 2 года жизни ребенка являются во многих отношениях самыми важными для развития речи, познавательных и эмоциональных навы­ков. Лишение ребенка слухо-речевой обстановки может оказать необратимое воздействие на последующую способ­ность его использовать возможности своего остаточного слуха.

Доказано, что в таких случаях дети с трудом наверсты­вают упущенное и имеющиеся у них по­тенциальные способности к речи, чте­нию и письму редко развиваются до кон­ца. Оптимальный период для начала направленного развития слуховой функ­ции соотносится с самыми первыми ме­сяцами жизни (до 4 месяцев).

Читайте также:  Прыгунки: с какого возраста их можно использовать для ребенка %

Если слу­ховые аппараты начинают применяться после 9-месячного возраста, аудиолого-педагогическая коррекция бывает менее эффективной. Учет вышеизложенного особенно ва­жен в связи с тем, что, по данным статис­тики, нарушения слуха у детей в 82% слу­чаев развиваются на 1—2-м году жизни, т.е.

в доречевой период или в период ста­новления речи.

Определяющим фактором в проблеме реабилитации детей с нарушенным слу­хом является время начала работы с туго­ухим или глухим ребенком. Поэтому пра­вильная оценка состояния слуховой функ­ции имеет особую значимость у детей ран­него возраста, поскольку своевременный диагноз дает возможность как можно раньше приступить к их реабилитации и помещению в речевую среду.

Современное развитие техники и соз­дание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют выявлять наруше­ния слуха в любом возрасте, даже у ново­рожденных.

У новорожденных и у детей раннего возраста нарушения слуха главным обра­зом являются наследственными и врож­денными.

Тугоухость и глухота: факторы риска

При определении показаний для ис­следований слуха у детей этой возрастной группы следует учитывать факторы риска по тугоухости и глухоте. Выделение таких факторов повышает чувствительность скриннинговых1 методик исследования слуха в 35 раз и обеспечивает идентифи­кацию свыше 75% новорожденных с вы­раженной степенью снижения слуха.

К факторам риска по тугоухости и глу­хоте относятся:

  • неблагоприятное течение бере­менности: токсикоз беременности, уг­роза выкидыша и преждевременных ро­дов, резус-конфликт матери и плода, гестоз (осложнение беременности, проявля­ющееся повышением артериального дав­ления, появлением отеков, белка в моче), опухоли матки, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ, цитомегаловирусная инфекция и др.), прием матерью антибиотиков из группы аминогликозидов: СТРЕПТОМИ­ЦИНА, МОИОМИЦИНА, НЕОМИЦИНА, КАНАМИЦИНА, ГЕИТАМИЦИНА, АМИКАЦИИА, ТОБРАМИЦИНА и пр., которые обладают ототоксическим эффектом как побочным действием; алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;
  • патологические роды:преждев­ременные, стремительные, затяжные, на­ложение щипцов, кесарево сечение, час­тичная отслойка плаценты, ягодичное и тазовое предлежание и другие патологии, приводящие к асфиксии (прекращению поступления кислорода) и внутричереп­ной травме плода;
  • патология периода новорожденности: выраженная желтуха, выз­ванная гемолитической болезнью ново­рожденных (состоянием, связанным с разрушением резус-положительных эрит­роцитов плода антителами резус-отрица­тельной матери), недоношенность, вес до 1500 г, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.;
  • факторы риска раннего детства: сепсис — появление и разм­ножение болезнетворных бактерий в кро­ви новорожденного; заболевания, сопро­вождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции (краснуха, ветряная оспа, корь, паротит, коклюш, скарлатина, грипп); менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лор-орга­нов; черепно-мозговые травмы; примене­ние ототоксических антибиотиков; наркоз и др.;
  • наследственная патология: уг­роза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей составля­ет 50%. Наследственная тугоухость в по­давляющем большинстве случаев является сенсоневральной (при этом происходит на­рушение звуковосприятия, т.е. звук доходит до слуховых клеток-рецепторов, а они или слуховые проводящие пути не работают). Различают следующие формы наслед­ственной сенсоневральной тугоухости:
  1. Изолированная, т.е. без другой со­путствующей патологии.
  2. Связанная с различными сопутству­ющими патологиями, такими, как:
  • аномалии наружного уха;
  • заболевания глаз;
  • заболевания костно-мышечной сис­темы;
  • поражения кожных покровов;
  • заболевания почек
  • патологии нервной и эндокринной систем.

Диагностика нарушений слуха

Первую оценку состояния слуха ре­бенка дает педиатр или оториноларинго­лог на основании опроса родителей.

Анкета-вопросник для родителей

  1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?
  2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2—3 недель?
  3. Поворачивается ли ребенок в воз­расте 1 месяца на звук голоса позади него?
  4. Оживляется ли ребенок в возрас­те 1-3 месяцев на голос матери?
  5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звуча­щей игрушки или голоса?
  6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5—6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?
  7. Есть ли гуление у ребенка в воз­расте 2-4 месяцев?
  8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?
  9. Замечаете ли вы у ребенка появ­ление нового (эмоционального) лепе­та, например, на появление родителей?
  10. Беспокоится ли спящий ребенок при громких звуках и голосах?
  11. Замечаете ли вы у ребенка в возрасте 8-10 месяцев появление но­вых звуков и каких?

Так, в возрасте от новорожденности до 4 месяцев у родителей выясняют, про­буждает ли спящего ребенка неожидан­ный громкий звук, вздрагивает ли и плачет ли он при таких звуках. Положитель­ный ответ предполагает наличие нор­мального слуха.

О 4 — 7-месячных детях выясняют, де­лают ли они попытки поворачиваться к источнику звука и каков характер их голо­са.

В 7—9 месяцев родители могут оха­рактеризовать способность ребенка опре­делить источник звука.

В возрасте 9—12 месяцев вопросы, обращенные к родителям, касаются осо­бенностей локализации звуков вне поля зрения ребенка, характера его речевых звуков. И наконец, в возрасте 1—2 лет выясняется способность ребенка слы­шать, не видя говорящего, а также како­вы его ответные звуки, словарный запас.

Для выявления поведенческих реакций при скрининговом исследовании слуха у детей до 1 года применяют различные зву­чащие игрушки, звукореактометры, восп­роизводящие прерывистые звуки одной частоты, а также узкополосный и широко­полосный шум различной интенсивности.

При этом фиксируют различные реак­ции ребенка: безусловный ориентировоч­ный рефлекс (рефлекс Моро), когда ре­бенок раскидывает руки и совершает ими обнимающие движения и др.

; замирание тела или «застывание» ребенка; движе­ние конечностей, разведение рук и ног в стороны; поворот головы к источнику зву­ка или от него; гримасы лица (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз); соса­тельные движения; легкая дрожь всего тела ребенка при пробуждении; широкое открывание глаз; изменение ритма дыха­ния, пульса, и т.д.

Внимание уделяют трем видам ответов: рефлекторным реакциям, слуху (поведение в ответ на звуковой сиг­нал) и слушанию (прислушивание, обра­щение малыша в сторону источника зву­ка).

У новорожденных исследование про­водят в стадии легкого сна (за 1 час до кормления или 1 час после кормления). Для этого используют шум интенсив­ностью 90 дБ УЗД(интенсивность, обоз­наченная на звукореактотесте, достигает­ся при расположении прибора на рассто­янии 10 см от уха) в режиме автоматичес­кого прерывания сигнала. Частота предъ­явления сигнала — 3 Гц.

Это исследование проводится врачом. Ребенка необходимо уложить на твердый матрас таким образом, чтобы голова ле­жала свободно и прямо, а руки и ноги ос­тавались свободными. Следует помнить, что новорожденному ребенку трудно по­ворачивать голову с одной стороны на другую, так как ему мешает затылочный бугор.

Поэтому после каждого поворота головы на звук необходимо уложить голо­ву ребенка вновь на затылок. Исходя из того что большинство детей чаще реаги­руют на звук правым ухом («правши»), тест следует проводить, начиная со сти­муляции правого уха, а затем — левого.

У детей раннего возраста может отмечаться исчезновение ответа на часто повторяю­щиеся стимулы, поэтому целесообразно ограничивать количество предъявлений стимула до 2— 3 и увеличивать время межстимульного интервала.

Реакция считается положительной, если новорожденный три раза отвечает на звук одной из указанных реакций. Эта методика позволяет получить качественный ответ на вопрос: «Слышит ребенок или не слышит?»

У детей в возрасте старше 7 месяцев двигательная реакция характеризуется относительной быстротой.

Описанная методика исследования слуха с помощью поведенческого скри­нинга может быть использована и для де­тей старше 9—10 месяцев, но им предъ­являют как шумовые сигналы, так и то­нальные посылки частотой 500, 2000 и 4000 Гц и интенсивностью 90, 65, 40 дБ УЗД в непрерывном режиме. В этом воз­расте дети реагируют на звуковые стиму­лы быстрым поворотом головы в сторону источника звука.

В случае односторонней потери слуха ребенок реагирует только в сторону здо­рового уха независимо от расположения источника звука.

При подозрении на снижение слуха у ребенка его направляют в сурдологопедический центр (кабинет) на аудиологическое обследование объективными метода­ми. К таким методам относятся:

  1. Акустическая импедансометрия, представляющая собой регистрацию акустического сопротивления (или акус­тической проводимости) звукопроводя­щего аппарата слуховой системы. При акустической импедансометрии прово­дится запись тимпанограммы и акусти­ческого рефлекса. Это позволяет опреде­лить наличие тугоухости и ее характер.
  2. Метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии (ВОАЭ) ис­пользуют при проведении скриннинговых обследований новорожденных и де­тей первых лет жизни. ВОАЭ представ­ляет собой чрезвычайно слабые звуко­вые колебания, генерируемые внутрен­ним ухом в ответ на звуковую стимуля­цию, которые могут быть зарегистриро­ваны в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микро­фона.
  3. Компьютерная аудиометрия по СВП основана на регистрации вызванных биопотенциалов слуховой системы, воз­никающих в результате акустической сти­муляции органа слуха. С помощью компь­ютерной аудиометрии по слуховым выз­ванным потенциалам определяют объек­тивный порог слуха.

Скрининговое исследование слуха новорожденных с факторами риска по ту­гоухости и глухоте, основанное на реги­страции ВОАЭ и КСВП, — идеальная модель аудиологического скрининга в настоящее время.

Для ее реализации не­обходимо не только оснащение соответ­ствующей аппаратурой, но и объединение усилий персонала родильных домов, неонатологов, педиатров и сурдологов (вра­чей, занимающихся обследованием и коррекцией слуха) с целью максимального охвата новорожденных аудиологическим скринингом.

Общепринятым является мнение, что родители или другие члены семьи — первые, кто обращает внимание на воз­можные проблемы со слухом у ребенка. Тем не менее многие из них не знают, что следует предпринять. Неоценимую по­мощь в этом случае оказывают информа­ция и литература, акцентирующие вни­мание родителей на проблеме и путях ее решения.

Надлежащий уровень диагностики детской тугоухости не может быть дос­тигнут без тесного сотрудничества неонатологов, участковых педиатров, сурдологов. Необходимо, чтобы врач-неонатолог родильного дома, отделения патологии новорожденных и выхажива­ния недоношенных учитывал наличие у каждого ребенка факторов риска по ту­гоухости и глухоте (рассмотрены нами выше).

При наличии хотя бы одного из пере­численных факторов врач-неонатолог от­мечает в индивидуальной карте новорож­денного: «Угрожаемый по тугоухости», указывая фактор. При выписке из стаци­онара с родителями проводится беседа, ориентирующая их на возможно более раннее обследование ребенка.

После выписки такие дети берутся на диспансерное наблюдение в поликлинике по месту жительства врачом-педиатром, который знакомит родителей с анкетой-вопросником, отражающей нормальные реакции на звуки у детей различного воз­раста.

Наличие факторов риска по тугоу­хости и глухоте, отсутствие у ребенка реакции на звук, задержка речевого и интеллектуального развития являются основанием для направления ребенка для аудиологического обследования (ис­следования слуха).

Раннее выявление нарушений слуха и своевременное про­ведение соответствующего лечения и/или слухопротезирования, а также систематическая сурдопедагогическая работа уменьшают влияние тугоухости и глухоты на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.

1Скрининговые исследования проводятся у всех новорожденных для максимального полного выявле­ния данной патологии.

Источник фото: Shutterstock

Источник: https://www.9months.ru/zdorovie_malysh/832/sluh-malysha-est-li-problemy

Ссылка на основную публикацию